Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем учителя!
Голосование
Что вы ждёте от нового учебного года?
Всего 114 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 184 человека

Приёмы, способствующие увеличению словарного запаса учащихся с нарушениями речи на уроках белорусского языка

Дата: 4 февраля 2019 в 10:56, Обновлено 4 февраля 2019 в 11:07

Приёмы, способствующие увеличению словарного запаса учащихся с нарушениями речи на уроках белорусского языка

Тяжело представить урок белорусского языка, во время которого не происходит лексическая работа. Обогощение лексического запаса учащихся с нарушениями речи является одной из приорететных задач. Среди различных упражнений значительное место должны занимать упражнения лексического характера. Они направлены на расширение словарного запаса детей, выработку умения выбирать нужное слово для выражения своей мысли.

На каждом уроке дети знакомятся с новыми словами, но чаще всего знакомство носит ситуативный характер. Встретили новое слово – мы его объяснили или перевели на русский язык. Нет гарантии, что через несколько уроков ученик вспомнит смысл этого слова или приведёт примеры его употребления.

Такой подход к словарной работе не обеспечивает прочного и эффективного пополнения активного словаря ребёнка. Время от времени возникают ситуации, когда мы вынуждены пользоваться приёмом “экспресс-объяснения”. Но только систематическая и целенаправленая работа может гарантировать ожидаемый результат.

Приведем несколько приёмов и методов.

Изобразительный диктант

Каждый ученик получает лист, делит его на 4 части. Учитель называет 4 слова на определённую тему. Ученики рисуют названные предметы, потом получают напечатанные названия и приклеивают их к соответствующим рисункам накопить прекрасный изобразительный словарь.

Создание коллажей на определённую тему

Каждой группе предлагается тема и список возможных объектов. Группа обсуждает композицию, выбирает необходимый материал и создаёт коллаж. Последний этап – разместить название к каждому изображению.

Филворды

З

У

Б

Р

С

А

В

А

Я

С

А

Л

М

Б

А

Р

З

А

Р

Е

Я

А

В

С

Ю

Р

Ы

Н

Д

Б

Ё

У

Л

О

С

Ь

З

В

Р

К

Я

К

А

В

I

Е

К

А

Л

I

С

А

К

Д

З

Ь

Скороговорки

У вавёркi Веры - рамонт кватэры.

Змянiла шпалеры, вокны i дзверы.

Тры сяброўкi, тры вавёркi

Утраiх вiлi вяроўкi.

Загадки

Уначы гуляе,

Удзень спачывае,

Мае круглыя вочы,

Бачыць сярод ночы.(Сава).

У ваду нырае смела,

Хатку ён будуе ўмела.

Пад вадой i на вадзе

Будаўнiцтва ён вядзе.(Бабёр).

Считалки

Раз, два, тры, чатыры -

Зайчык вушы натапырыў.

Iдзе з лесу воўк, воўк,

I зубамi - шчоўк, шчоўк.

Мы схавалiся ў кусты:

Зайка, я, i ты, i ты.

Ты ж ваўчына, пачакай,

Як схаваемся - шукай!

Стишки

Скок вавёрка па сасне -

Паляцеў з галiнак снег.

Пад сасною зайка спаў -

Ён адразу белы стаў.

У малой вавёркi

Вочы, быццам зоркi.

Па ялiне, па бярозе

Скача, нiбы па дарозе.

А дарога тая

Да неба узлятае.

Дзiвiцца Iгнатка:

Вось дык акрабатка!

Демонстративный материал

При использовании проектно-тематического подхода особую роль играет наглядность. Достаточно напечатать подписи на русском и белорусском языках.

В сегодняшних условиях, используя конкретные приёмы, методы и стратегии, можно сделать процесс овладения белорусским языком более эффективным и комфортным для учеников.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.