Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Рекомендации родителям

Дата: 23 октября 2015 в 22:43, Обновлено 8 декабря 2015 в 00:22
Автор: Лемза С. В.
<article style="overflow: auto; color: rgb(17, 17, 17); font-family: Tahoma, Arial, sans-serif; font-size: 12px; line-height: 18px; visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">

 

Для заботливых родителей.

 

Общаться с ребёнком; как?

(По материалам книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Общатся с ребёнком:как?»)

      Родители говорят: “Если ты будешь хорошим, то я буду тебя любить”. Или: “Не жди от меня хорошего, пока не перестанешь ...(лениться, драться, грубить), не начнешь ...(хорошо учиться, помогать по дому)”.

      Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть!

   Безусловное принятие - принцип без принятия которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными.

      В этих фразах прямо сообщают ребенку, что его принимают УСЛОВНО, что его любят или будут любить, “ТОЛЬКО ЕСЛИ ...”. Условное, оценочное отношение к человеку характерно для нашей культуры. Оно внедряется и в сознание детей.

     Причина оценочного отношения в вере в то, что НАГРАДЫ И НАКАЗАНИЯ - главные воспитательные средства. Но вот есть закономерность:

Чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится

   Почему так происходит? А потому, что воспитание ребенка - это не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

      Психологами доказано, что потребность в любви в нужности другому, одна из фундаментальных потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка.

Родители должны сообщать ребенку:

“Как хорошо, что ты у нас родился”

“Я рада тебя видеть”

“Ты мне нравишься”

“Я люблю, когда ты дома”

“Мне хорошо, когда мы вместе”

    В.Сатир: “4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! Не только ребенку, но и взрослому”.

         Во что развивается “комплекс непринятия” по мере взросления детей. Вот отрывок из письма 14-летней девочки:

    “У меня самые нелюбимые дни воскресенья. Мама меня ругает, орет, говорила бы по-человечески, я бы ее лучше поняла. Мне надоело жить. Прошу помощи! Помогите!!!”.

Обида, одиночество, отчаяние...

     Пишут до 13-14 лет. А те, кто постарше, уже очерствели. Они не хотят видеть своих родителей.

      А что чувствуют родители? Как им живется? У них не меньше горечи и обид: “Не жизнь, а одно мучение”.

       Поверьте, не все потеряно: родители могут вернуть мир в семью. Но для этого надо начать с себя! Поточу что у взрослых больше знаний, способности контролировать себя, больше жизненного опыта.

       Давайте попробуем понять, какие причины мешают родителям безусловно принимать ребенка.

1. Настрой на воспитание.

      “Как же я буду его обнимать, если он уроки не выучил? Сначала дисциплина, а потом добрые отношения. Иначе я его испорчу”.

       Мама из “педагогических соображений” встает на путь критических замечаний, попадает в замкнутый круг, круг недовольства, конфликтов. Где же ошибка? Ошибка в самом начале: дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них.

2. Ребенок появился на свет незапланированным. Родители хотели пожить в “свое удовольствие”, вот он им и не очень нужен.

3. Мечтали о мальчике, а родилась девочка.

4. Ребенок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения, он похож на отца, жесты, мимика вызывают у нее глухую неприязнь.

5. Усиленный воспитательный настрой родителя: компенсировать свои жизненные неудачи, не осуществившиеся мечты или желания, доказать супругу свою необходимость, незаменимость.

       Постарайтесь задуматься о причине непринятия ребенка и выполните домашние задание.

Д/з 1. Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течении дня (лучше 2-3) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы к нему обратились с эмоционально (+) настроем, и сколько с (-) (упреком, криком, замечанием, критикой). Если количество (-) обращений = или > (+), то у вас с общением не все благополучно.

Д/з 2. Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот он приходит домой из школы и вы показываете, что рады его видеть. Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если все продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не боитесь “испортить” его в течение этих минут, это совершенно немыслимо.

Д/з 3. Обнимайте вашего ребенка не менее 4 раз в день (утренние приветствия и поцелуй на ночь не считается).

Д/з 4. Выполняя два предыдущих задания обратите внимания на реакцию ребенка, да и на свои собственные чувства тоже.

 

Как быть в тех случаях, когда ребенок делает “НЕ ТО”, не слушается, раздражает?

      Ребенок чем-то занят, что-то делает, но “не так”, плохо, с ошибками.

    Вообще разные дети по-разному реагируют на родительские “не так”: одни грустнеют и теряются, другие обижаются, третьи бунтуют: “Раз плохо, не буду вообще!”.

     Почему детям не нравится такое обращение?

    Вспомним себя детьми. Когда мы навязываем эту “простоту” детям, которым трудно, то мы поступаем несправедливо! Ребенок вправе на нас обижаться.

   Посмотрим на годовалого ребенка, который учится ходить. Мало кому из родителей придет в голову поучать: “Разве так ходят? Смотри, как надо! Ну что же все качаешься? Сколько раз говорила, не маши руками! Пройди еще раз, чтобы все было правильно!”

  Конечно? Нелепо? Но и с психологической точки зрения любимые критические замечания, обращенные к ребенку, который учится что-либо делать сам!

     Как же научить, если не указывать на ошибки? Указывать на ошибки нужно с особенной осторожностью.

     Во-первых, не стоит замечать каждую ошибку;

    Во-вторых, ошибку лучше обсудить, не в тот момент, когда ребенок увлечен делом, а потом в спокойной обстановке.

     Наконец, замечания надо делать на фоне общего одобрения.

    А знает ли ребенок о своих ошибках? Согласитесь, часто знает, как ощущает нетвердость шагов годовалый малыш.

    А как он к ним относится? Оказывается, более терпимо, чем взрослые.

   Почему? А он доволен уже тем, что у него что-то получается, ведь он уже “идет”, пусть пока нетвердо. К тому же, он догадывается: завтра получится лучше!

 

 

Помощь ребёнку: всё хорошо в меру

 “Только  вместе  с  родителями,  общими усилиями  педагоги  могут  дать  детям         большое человеческое счастье”                                                                                                                                  (В.А.Сухомлинский)

 

     Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей».

    Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

     Если ребенок натолкнулся на серьезную трудность, с которой не может справиться самостоятельно, тогда позиция невмешательства не годится, она может принести только вред.

  Скорее всего из лучших побуждений родители хотят приучить детей быть самостоятельными, не бояться трудностей.

    Бывает и другое: никогда, неинтересно, родитель сам не знает, как надо. Все эти “уважительные причины” - главные препятствия на пути выполнения.

ЕСЛИ РЕБЕНКУ ТРУДНО, И ОН ГОТОВ ПРИНЯТЬ ВАШУ ПОМОЩЬ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМОГИТЕ ЕМУ.

    Очень хорошо начать со слов: “Давай вместе”. Эти волшебные слова откроют ребенку дверь в мир новых умений, знаний, увлечений.

   Это правило опирается на психологический закон, открытый Л.С. Выготским “зона ближайшего развития ребенка”

      Завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой. Зона дел вместе - это золотой запас ребенка, его потенциал на будущее.

ПРИ ЭТОМ

1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно предавайте их ему.

Стремление ребенка завоевать все новые “территории” дел очень важно, и его следует охранить как зеницу ока.

Как уберечь естественную активность ребенка?

Оказывается, родителей подстерегает двойная опасность:

Опасность 1. слишком рано переложить свою часть на ребенка;

Опасность 2. слишком долгое и настойчивое участие родителя.

Д/з 1. Выберите для начала какое-нибудь дело, которые не очень хорошо получается у вашего ребенка. Предложите ему: “Давай вместе!” Посмотрите на реакцию; если он проявит готовность, занимайтесь с ним вместе. Внимательно следите, когда можно ослабить ваше участие, но не делайте это слишком рано или резко. Обязательно отметьте первые, даже небольшие самостоятельные успехи ребенка, поздравьте его (а заодно и себя!).

Д/з 2. Выберите пару новых дел, которые вы бы хотели, чтобы ребенок научился делать сам. Повторите ту же процедуру. Снова поздравьте с успехами его и себя.

Д/з 3. Обязательно в течение дня поиграйте, поговорите по душам с ребенком, чтобы время, проводимое вместе с вами, было для него положительно окрашено.

 

ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ.

?: Не избалую ли я ребенка постоянными занятиями вместе? Привыкнет все перекладывать на меня.

!: Ваше беспокойство справедливо, от вас зависит, как много и как долго вы будете брать на себя его дела

?: Что делать, если мне некогда заниматься с ребенком?

!: У вас есть “более важные” дела. Стоит осознать, что порядок важности вы выбираете сами. Но помните, что на исправление упущенного в воспитании детей потом уходит в десятки раз больше времени и сил

 

<font style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Профилактика суицидального поведения</font>

Самоубийство (суицид)- намеренное желание лишить себя жизни. Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки и завершённые суициды. Риск суицидального поведения резко возрастает в подростковом возрасте.

Причины суицида:

• Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых

 • Резкое повышение общего ритма жизни

 • Социально-экономическая дестабилизация

 • Алкоголизм и наркомания среди родителей

 •Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие

 • Алкоголизм и наркомания среди подростков

 • Неуверенность в завтрашнем дне

 • Отсутствие морально-этических ценностей

 • Потеря смысла жизни

 • Низкая самооценка, трудности в самоопределении

 • Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни

 • Безответная влюбленность

Советы для родителей по профилактике подростковых суицидов.

 1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.

 2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.

 3. Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.

 4. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.

 5. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.

 6. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

       Около 80% людей, совершающих суицид, предварительно дают знать о своих намерениях другим людям. Способы сообщения могут носить форму завуалированного или прямого предупреждения о суициде. Это обычно происходит в форме разговора о суициде, рассуждений о самоубийствах, рассказов о своих проблемах, сообщений о желании умереть, о своей никчемности, беспомощности и о своем безнадежном положении, просьбы о помощи. Это может быть предпочтение пессимистических, мрачных или суицидных тем в искусстве, литературных произведениях, беседах. Кроме того, намёки на самоубийство могут выражаться и в письменной форме – в письмах, записках, дневнике. Как правило, будущий суицидент сообщает о своём состоянии, как минимум, одному человеку.

    • Характерным признаком является состояние депрессии, которому присущи отсутствие аппетита, бессонница, безразличие, тоска и отчаяние. Следует отметить, что накануне суицида у человека может наблюдаться полная потеря аппетита или, наоборот, импульсивное обжорство; бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней.

       • Нередко происходит потеря интересов, хобби. Подросток перестаёт строить планы на будущее, интересоваться новыми возможностями. Испытывает ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие. Менее интенсивным становится общение с друзьями.

         • Наблюдается социальная изоляция, уход в себя. Подросток замыкается от семьи и друзей, уходит от контактов, превращается в человека одиночку. Причём изоляция от друзей и семьи приводит к отсутствию поддержки со стороны близких и сверстников.

        • Изменяется отношение к учёбе. Обычно подросток перестаёт интересоваться своей успеваемостью, часто просто не посещает занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками. Отмечается нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы. Всё это приводит к серьёзным проблемам в учёбе (низкая успеваемость, прогулы, опоздания).

         • Для человека, намеревающегося совершить самоубийство, характерно:

- поведение, направленное на саморазрушение (попытки самоубийства, безрассудство, частые происшествия);

- вызывающее поведение (уходы из дома, преступность, сексуальная распущенность);

- употребление алкоголя и наркотиков, что повышает вероятность действий, совершаемых под воздействием внезапных импульсов.

     • Отмечается безразличие к своему внешнему виду, небрежность в одежде. Часто будущие суициденты перестают следить за собой или, наоборот, резко меняют имидж. Например, девушки отрезают длинные волосы, перестают следить за своим весом, юноши, вообще, могут перестать причёсываться и мыться.

     • Для подростка становится характерным беспокойное поведение, частые смены настроения. Он может быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущает попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния. Может находиться в подавленном настроении, испытывать постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти. А может проявлять раздражительность, угрюмость, внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

       • Отмечаются жалобы на здоровье. Частые жалобы на  недомогания: на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость.

          • Наблюдается поглощенность темами смерти. Подросток проявляет постоянный интерес к музыке, фильмам и книгам, в которых так или иначе упоминается смерть, погружен в размышления о смерти.  

         • Приведение своих дел в порядок – раздаривание любимых вещей, упаковывание, составление предсмертной записки, при этом часто заявляет о печали и отчаянии.Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.

       • Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

        • Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

Если вы замечаете наличие вышеописанных признаков у своего ребёнка не оставляйте их без внимания, обратитесь за консультацией к специалистам (психологу, врачу-психиатру).

 

       От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ПОДРОСТКА ОТ СУИЦИДА:

 • Установите заботливые взаимоотношения с ребенком

 • Будьте внимательным слушателем

 • Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации

 • Помогите определить источник психического дискомфорта

 • Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно

 • Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы(в чём он достиг успехов, что у него хорошо получается)

 • Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее (запланируйте интересные для подростка мероприятия, поговорите о будущей взрослой жизни, о профессиональном самоопределении)

  •  Внимательно выслушивайте подростка,относитесь к его проблемам всерьёз!

     Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. 

    Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе".

Делайте!

Не делайте!

  • Радуйтесь вашему сыну или дочке
  • Разговаривайте с ребёнком заботливым, ободряющим тоном
  • Когда ребёнок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая
  • Установите чёткие и определённые требования к ребёнку и контролируйте их выполнение. Сами не нарушайте своих запретов.
  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными
  • Говорите чётко и ясно
  • Будьте терпеливы
  • Сначала спрашивайте: «Что?», а потом «Почему и зачем?»
  • Каждый день читайте ребёнку и обсуждайте прочитанное
  • Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы
  • Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребёнка
  • Есть за, что- хвалите ребёнка
  • Поощряйте игры с другими детьми
  • Заботьтесь о том, чтобы чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать
  • Старайтесь, чтобы ребёнок вместе с вами что-то сделал по дому
  • Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравиться делать (коллекционировать, рисовать и пр.)
  • Регулярно водите ребёнка в библиотеку
  • Будьте примером для ребёнка
  • Будьте искренними в отношении с ребёнком!
  • Играйте с ребёнком в разные игры
  • Чем-то занимайтесь вместе всей семьёй
  • Не перебивайте ребёнка, не говорите, что вы всё поняли, не отворачивайтесь, пока ребёнок не закончил рассказывать,- другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чём он говорит
  • Не задавайте слишком много вопросов
  • Не принуждайте ребёнка делать то, к чему он не готов
  • Не заставляйте ребёнка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен
  • Не требуйте слишком многого
  • Не следует постоянно поправлять ребёнка,  то и дело повторяя: «Не так, переделай»
  • Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «Она синяя»
  • Не критикуйте характер ребёнка, тем более не следует этого делать в присутствии других людей
  • Не надо устраивать для ребёнка множество правил: он перестанет обращать на них внимание
  • Не ожидайте от ребёнка понимания:
  • Всех логических правил
  • Всех ваших чувств
  • Абстрактных суждений и объяснений
  • Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждого изменения в ребёнке
  • Не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми: ни с его братом (сестрой), ни с соседями, ни с его приятелями или родственниками
  • Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по вопросам воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

</article>

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.