Рекомендации учителям, работающим в 1-х классах
1. Принимать ребенка таким, какой он есть; учитывать индивидуальные особенности детей.
2. Создавать ситуацию успеха для каждого учащегося, стремиться раскрывать и развивать их способности.
3. Обратить внимание на гиперактивных детей, организовать для них индивидуальный подход. При необходимости консультироваться с психологом ДУ или школы.
4. Обратить внимание на детей, у которых низкий уровень учебной мотивации, развивать мотивационную сферу.
5. Обратить внимание на детей, которые «условно не готовы» к обучению в школе, организовать для них индивидуальные занятия, способствующие развитию познавательных процессов.
6. На уроках использовать игровые элементы, физкультминутки, упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
7. Привлекать родителей в учебно-воспитательный процесс. Задача учителя организовать взаимное сотрудничество между родителями, учителем и воспитателем.
8. Использовать в работе с первоклассниками демократический стиль общения. Быть последовательным в своих действиях, требовательным, но при этом уметь прощать ребенка.
9. Обратить внимание на учащихся «готовых к началу регулярного обучения», изучать их способности и потенциал, организовать работу по развитию имеющихся способностей.
10. Задача учителя не только обучать и воспитывать ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, но сохранять и укреплять его психологическое здоровье.
Рекомендации для учителей, работающих в 5-х классах
1. Принимайте ребенка таким, какой он есть.
2. Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции. Ваши замечания должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергайте критика конкретные действия, а не личность ребенка.
3. Поддерживайте и отмечайте успехи учеников.
4. Называйте учащихся по имени.
5. Умейте выслушать ребенка.
6. Не подавляйте ребенка! Будьте с ребенком вместе, а не против.
7. Не допускайте перегрузок в учебном процессе, особенно в период адаптации. Последствия перегрузок – чувство безысходности, леность, равнодушие к результату и оценке, апатия.
8. Тренировка усидчивости и развитие выносливости должны исключить накопление переутомления.
9. Внимательность – вырабатывается! Ее нельзя просто потребовать. Ваше терпеливое и регулярное повторение требуемых действий обеспечивает навык включения внимания.
10. Включайте в урок игровые моменты, элементы соревнования. Это способствует развитию интереса к предмету.
11. Для разрядки и отдыха проводите физкультминутки.
12. Будьте требовательны.
13. Умейте прощать.
14. Подчиняйте свое поведение принципу «Не навреди!»
Принципы
- Строгость.
- Разумная принципиальность.
- Доброта.
- Требовательность.
- Последовательность в требованиях.
- Личностно-ориентированный подход.
Помните
- Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
- Если к ребенку относиться враждебно, он учится быть агрессивным.
- Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины.
- Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.
- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
- Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
- Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
- Если ребенка высмеивают, он учится быть замкнутым.
- Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Рекомендации учителям по развитию познавательной деятельности одаренных учащихся
- Создание для ученика ситуации успеха и уверенности.
- Сотрудничество учителя и ученика.
- Создание для ученика условий, в которых он может выбрать уровень сложности и трудности контрольного задания.
- Возможность выбора учеником формы контрольной процедуры.
- Учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика.
- Использование форм контроля, позволяющих осуществить ориентацию на ученика без принуждения.
- Тематический учет знаний.
- Использование метода малых групп.
- Логическая обусловленность своевременности контроля.
- Гарантирование ученику права на повышение оценки.
- Использование на начальных этапах обучения безоценочного контроля.
- Соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля.
- Поощрение ученика.
- Соответствие целей контроля целям учебно- воспитательного процесса.
Психолого-педагогические рекомендации по организации оценочных ситуаций в учебном процессе
- Помнить, что оценка – это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы. А не как средство давления или контроля.
- При выставлении оценки ориентироваться на индивидуальные особенности ученика, его личностные. Физиологические и эмоционально-волевые качества.
- Иметь «установку на добро»- замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в условии учебного материала.
- Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников.
- Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).
- Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметку «1», а тем более «0».
- Чаще использовать развернутую оценку, когда учитель обосновывает выставленное за ответ количество баллов.
Памятка для педагога по работе с учащимися, отличающимися высоким уровнем тревожности
Личностная тревожность – свойство характера человека, выражающееся в предрасположенности к тревоге и устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях, даже там, где нет реального повода для тревоги. Высокотревожные подростки склонны преувеличивать трудности и опасения, с которыми они встречаются, предрасположены к перепадам давления и нарушениям сердечного ритма. Личностная тревожность обычно соотносится с такими чертами характера как агрессивность, раздражительность, застенчивость.
Общие требования:
- Общение в доверительном, спокойном и доброжелательном тоне, не повышая голоса
- Единство требований к подростку со стороны взрослых, избегание двусмысленности и недомолвок в изложении требований
- Создание условий для повышения самооценки подростка – не заострять внимание на промахах и неудачах, акцентировать внимание на успехах
- Формирование оптимистических установок, развитие умения выделять главное и не беспокоиться по мелочам, снижение чувства повышенной моральной ответственности и вины
- Нельзя угрожать наказанием, накапливать «компромат», строить неблагоприятные прогнозы, публично подчеркивать несостоятельность подростка в чем-либо
- В случае проступков наказание производить сразу, без отсрочки его выполнения
- Избегание состязаний, любых видов работ, учитывающих скорость
- Не сравнивайте учащегося с окружающими
- Доверяйте подростку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть
- Последовательность в воспитании, не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше
В урочной деятельности:
Формирование на уроке обстановки спокойствия, уверенности в достижении учебных целей
Давать время на обдумывание задания, подготовку, не ставить подростка в ситуацию неожиданного вопроса, не требовать отвечать новый, неусвоенный материал
Стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных затруднений
Доброжелательно аргументировать выставляемую оценку, хвалить за приложенные усилия
Во внеурочной деятельности:
- Поручения должны быть конкретными и посильными, способствующими ситуации успеха, повышение самооценки
- Нежелательны поручения, требующие решительности, ответственности, инициативы
Внушение:
- Подросток в состоянии справиться с различными проблемами и неудачами. Неудачи в деятельности – обычное явление, они преодолимы.
Обучение:
- Умению формирования установки на успех, умению отделять главное от второстепенного.
Воспитательные воздействия:
- Убеждение на собственном опыте и опыте других
- Увлечение хорошими перспективами
- Проявление доброты, заботы, поддержки, организация успеха в деятельности, поощрение успеха
В семье:
- Наличие теплых, заботливых отношений со стороны близких, комфортная, наполненная любовью и взаимным доверием атмосфера в семье
- Оптимистические установки в семье, ее эмоционально-интеллектуальное богатство, общие для членов семьи дела и увлечения
- Недопустимость «маятникового» воспитания (я тебя люблю – я тебя ненавижу), противоречивые требования
Памятка для педагога по работе с учащимися, проявляющими агрессивность
Общие требования:
- Вовлечение в разнообразные интересные для подростка виды деятельности
- Ситуации общения в группе сверстников
- Условия для проявления инициативы подростка в четко обозначенных пределах дозволенного поведения
- Наличие устойчивых познавательных, социальных и творческих интересов и увлечений
- Наличие постоянного ответственного поручения в группе
- Общение на равных, проявление доверия
- Недопустимость использования в диалоге с агрессивными подростками бранных и жаргонных слов, оскорбления личного достоинства
- Обсуждение поведения подростка только после того, как он окончательно успокоится после вспышки гнева
- Недопустимость угроз и шантажа, так как в какой-то момент этот способ перестает действовать, и вы будете неубедительны и бессильны
В урочной деятельности:
- Контроль и руководство учебной деятельностью, помощь в организации познания
- Создание условий для получения хорошей оценки – поэтапное выполнение заданий по возрастающей степени трудности и предоставление времени на их выполнение
- Доброжелательная аргументация выставляемой оценки
- Недопустимость ведения урока в присутствии подростка в раздраженной манере, тем более адресованной ему
Во внеурочной деятельности:
- Поручения должны соответствовать властолюбию агрессивного подростка, его аккуратности, стремлению чем-либо владеть
- Наличие увлечений и обязанностей, дающих выход избыточной психофизической энергии: спорт, туризм, физический труд
Внушение:
- Отношение окружающих к подростку положительно, так как его ценят за определенные качества
- Интересный собеседник, добрый человек, хороший, заботливый товарищ, верный друг
Обучение:
- Самообладанию, самоконтролю
- Умению отказываться от неразумных желаний, приносящих вред ему и другим
- Умению понимать других
Воспитательные воздействия:
- Убеждение на позитивном опыте
- Предупреждение, намек, ласковый упрек
- Пробуждение гуманных чувств
В семье:
- Теплая, эмоционально и интеллектуально насыщенная обстановка в семье и окружении подростка
- Удовлетворение разумных материальных и духовных потребностей и интересов
- Доверительное, основанное на общности интересов, взаимодействие подростка с родителями и значимыми взрослыми
- Недопустимость применения физических наказаний, конфликтной обстановки, противодействие интенсивным желаниям и влечениям подростка
Памятка для педагога по работе с учащимися, проявляющими гиперактивность с истерическими реакциями
Такие подростки характеризуются коммуникабельностью, желанием постоянно быть в центре внимания, производить впечатление на окружающих, хорошо работают в группе, плохо переносят изоляцию от группы сверстников. Обладают высоким уровнем притязаний, развитым чувством интуиции, как правило, лживы, умеют входить в доверие.
Общие требования:
- Создание оптимальных условий для развития общих и специальных способностей
- Объективное отношение к успехам и заслугам подростка
- Подкрепление социально-адаптивного поведения и блокировка попыток с помощью истероидных реакций манипулировать людьми
- Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение (подсознательно именно это ему и надо)
- Чаще давать понять, что подросток сам вправе решать и нести ответственность за свои решения и поступки
- Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел выделиться среди сверстников своим трудом, а не поведением
- Не критиковать личность в целом, а только поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание или наказание
- Усилить систему поощрений и наказаний – наказание неподвижностью он запомнит надолго
- Повышение самооценки, уверенности в себе
В урочной деятельности:
- Посильные задания, гарантирующие достижение определенного успеха, поэтапный контроль их выполнения
- Постепенный переход к более сложным заданиям
- Обучение в группе со сверстниками, имеющими равные или большие возможности
- Поддержание высокого уровня интенсивности учебной и трудовой деятельности
- Предоставление объективной информации о результатах, создание условий для адекватной самооценки
- Разнообразие видов деятельности, избегание монотонного, однообразного труда
Во внеурочной деятельности:
- Поручения, связанные с организацией общественно-полезных и культурно-массовых мероприятий в сфере его способностей и интересов
- Широкая сфера общения и предоставление возможностей для самовыражения
- Занятия спортом, физическим трудом для выхода «лишней» энергии
Внушение:
- Наличие реальных, а не мнимых достоинств
- Подкрепление простоты и искренности в общении со сверстниками
- Привлекателен для окружающих естественностью и доброжелательностью
Обучение:
- Самоконтролю поведения, саморегуляции психических состояний
- Умению понимать позицию другого человека и учитывать его точку зрения
- Сдержанности в проявлении эмоций
Воспитательные воздействия:
- Индивидуальные беседы о действительных условиях уважения и внимания со стороны окружающих
- Убеждение на собственном опыте
- Намек, ласковый упрек, предупреждение
- Пробуждение гуманных чувств
- Проявление огорчения
- Мнимое безразличие
- Ирония
В семье:
- Ответственность за помощь в домашних делах
- Недопустимость всепрощения. Семья как один человек – единство педагогических требований
- Наличие постоянного увлечения, познавательных интересов, желательно связанных с общением (театральный кружок, арт-студия и т.д.)
Памятка для педагога по работе с замкнутыми учащимися
Таких подростков характеризует выраженный аутизм (замкнутость, уход в себя, отстраненность от мира). Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но широкие интересы отсутствуют, чаще выражены нетипичные для подросткового возраста интересы – религия, потусторонний мир и т.д.
Любят много читать, имеют хорошо развитую речь. Негативные черты: эмоциональная холодность, безразличие к внешнему миру, бедность мимики и жестикуляции, независимость от мнения окружающих.
Общие требования:
- Принятие интровертированного подростка, доброжелательное, заинтересованное отношение к нему
- Включение в группу только с его личного согласия
- Акцентирование любых успехов в его общении с окружающими
- Терпимое отношение к «чудачествам» подростка
- Искренняя заинтересованность идеями и увлечениями подростка, что может помочь умелому включению подростка в групповое взаимодействие
- Оказание помощи в развитии речи, внимания, памяти, моторики
- Смягчение общего эмоционального дискомфорта (чтение юмористических рассказов, анекдотов)
- Учет интереса к точным наукам
- Учет непредсказуемости мышления и поведения
- Отношения с подростком строить по принципу выделения его поведения, как отличного от других
- Не навязывать поручение, но и не отказываться от предлагаемой им самим помощи
- Давать ему почувствовать свою принадлежность к коллективу
В урочной деятельности:
- Четкое целеполагание и мотивация урочной деятельности
- Вербальная, визуальная, тактильная стимуляция (вопрос, задание), способные своевременно переключить подростка с одного вида деятельности на другой
- Поэтапный контроль работы
Во внеурочной деятельности:
- Поручения, требующие индивидуального выполнения с учетом интересов и желаний подростка
- Стимулирование занятия теми видами деятельности, где есть возможность широкого общения со сверстниками (привлечение к организации внеучебных мероприятий)
Внушение:
- Способный, успешный в деятельности
- Понимаемый. Принимаемый
- Интересный собеседник и товарищ
Обучение:
- Умению выражать свои чувства и понимать чувства и состояние другого человека
Воспитательные воздействия:
- Убеждение
- Поощрение
- Проявление внимания
- Просьба
- Поддержка организаторского успеха
- Доверие
- Предупреждение
В семье:
- Теплые, заботливые отношения со стороны близких
- Оптимистические установки в семье и ее эмоционально-интеллектуальное богатство, общие для членов семьи увлечения
- Общение подростка не только в кругу семьи, но и со сверстниками
- Поддержка самых неожиданных увлечений, кроме опасных и асоциальных
- Своевременное семейное половое просвещение и воспитание