Голосование
Что вы ждёте от нового учебного года?
Всего 112 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 180 человек

Рекомендации учителям

Дата: 8 октября 2015 в 22:35, Обновлено 25 октября 2015 в 17:01
Автор: Лемза С. В.

Рекомендации учителям, работающим в 1-х классах

1. Принимать ребенка таким, какой он есть; учитывать индивидуальные особенности детей.

2. Создавать ситуацию успеха для каждого учащегося, стремиться раскрывать и развивать их способности.

3. Обратить внимание на гиперактивных детей, организовать для них индивидуальный подход. При необходимости консультироваться с психологом ДУ или школы.

4. Обратить внимание на детей, у которых низкий уровень учебной мотивации, развивать мотивационную сферу.

5. Обратить внимание на детей, которые «условно не готовы» к обучению в школе, организовать для них индивидуальные занятия, способствующие развитию познавательных процессов.

6. На уроках использовать игровые элементы, физкультминутки, упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

7. Привлекать родителей в учебно-воспитательный процесс. Задача учителя организовать взаимное сотрудничество между родителями, учителем и воспитателем.

8. Использовать в работе с первоклассниками демократический стиль общения. Быть последовательным в своих действиях, требовательным, но при этом уметь прощать ребенка.

9. Обратить внимание на учащихся «готовых к началу регулярного обучения», изучать их способности и потенциал, организовать работу по развитию имеющихся способностей.

10. Задача учителя не только обучать и воспитывать ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, но сохранять и укреплять его психологическое здоровье.


Рекомендации для учителей, работающих в 5-х классах

1. Принимайте ребенка таким, какой он есть.

2. Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции. Ваши замечания должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергайте критика конкретные действия, а не личность ребенка.

3. Поддерживайте и отмечайте успехи учеников.

4. Называйте учащихся по имени.

5. Умейте выслушать ребенка.

6. Не подавляйте ребенка! Будьте с ребенком вместе, а не против.

7. Не допускайте перегрузок в учебном процессе, особенно в период адаптации. Последствия перегрузок – чувство безысходности, леность, равнодушие к результату и оценке, апатия.

8. Тренировка усидчивости и развитие выносливости должны исключить накопление переутомления.

9. Внимательность – вырабатывается! Ее нельзя просто потребовать. Ваше терпеливое и регулярное повторение требуемых действий обеспечивает навык включения внимания.

10. Включайте в урок игровые моменты, элементы соревнования. Это способствует развитию интереса к предмету.

11. Для разрядки и отдыха проводите физкультминутки.

12. Будьте требовательны.

13. Умейте прощать.

14. Подчиняйте свое поведение принципу «Не навреди!»

Принципы

  • Строгость.
  • Разумная принципиальность.
  • Доброта.
  • Требовательность.
  • Последовательность в требованиях.
  • Личностно-ориентированный подход.

Помните

  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  • Если к ребенку относиться враждебно, он учится быть агрессивным.
  • Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины.
  • Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.
  • Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
  • Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
  • Если ребенка высмеивают, он учится быть замкнутым.
  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Рекомендации учителям по развитию познавательной деятельности одаренных учащихся

  1. Создание для ученика ситуации успеха и уверенности.
  2. Сотрудничество учителя и ученика.
  3. Создание для ученика условий, в которых он может выбрать уровень сложности и трудности контрольного задания.
  4. Возможность выбора учеником формы контрольной про­цедуры.
  5. Учет временного фактора в зависимости от индивидуаль­ных возможностей ученика.
  6. Использование форм контроля, позволяющих осуществить ориентацию на ученика без принуждения.
  7. Тематический учет знаний.
  8. Использование метода малых групп.
  9. Логическая обусловленность своевременности контроля.
  10. Гарантирование ученику права на повышение оценки.
  11. Использование на начальных этапах обучения безоценочного контроля.
  12. Соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля.
  13. Поощрение ученика.
  14. Соответствие целей контроля целям учебно- воспитательного процесса.

Психолого-педагогические рекомендации по организации оценочных ситуаций в учебном процессе

  • Помнить, что оценка – это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы. А не как средство давления или контроля.
  • При выставлении оценки ориентироваться на индивидуальные особенности ученика, его личностные. Физиологические и эмоционально-волевые качества.
  • Иметь «установку на добро»- замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в условии учебного материала.
  • Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников.
  • Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).
  • Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметку «1», а тем более «0».
  • Чаще использовать развернутую оценку, когда учитель обосновывает выставленное за ответ количество баллов.

Памятка для педагога по работе с учащимися, отличающимися высоким уровнем тревожности

Личностная тревожность – свойство характера человека, выражающееся в предрасположенности к тревоге и устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях, даже там, где нет реального повода для тревоги. Высокотревожные подростки склонны преувеличивать трудности и опасения, с которыми они встречаются, предрасположены к перепадам давления и нарушениям сердечного ритма. Личностная тревожность обычно соотносится с такими чертами характера как агрессивность, раздражительность, застенчивость.

Общие требования:

  • Общение в доверительном, спокойном и доброжелательном тоне, не повышая голоса
  • Единство требований к подростку со стороны взрослых, избегание двусмысленности и недомолвок в изложении требований
  • Создание условий для повышения самооценки подростка – не заострять внимание на промахах и неудачах, акцентировать внимание на успехах
  • Формирование оптимистических установок, развитие умения выделять главное и не беспокоиться по мелочам, снижение чувства повышенной моральной ответственности и вины
  • Нельзя угрожать наказанием, накапливать «компромат», строить неблагоприятные прогнозы, публично подчеркивать несостоятельность подростка в чем-либо
  • В случае проступков наказание производить сразу, без отсрочки его выполнения
  • Избегание состязаний, любых видов работ, учитывающих скорость
  • Не сравнивайте учащегося с окружающими
  • Доверяйте подростку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть
  • Последовательность в воспитании, не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше

В урочной деятельности:

Формирование на уроке обстановки спокойствия, уверенности в достижении учебных целей

Давать время на обдумывание задания, подготовку, не ставить подростка в ситуацию неожиданного вопроса, не требовать отвечать новый, неусвоенный материал

Стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных затруднений

Доброжелательно аргументировать выставляемую оценку, хвалить за приложенные усилия

Во внеурочной деятельности:

  • Поручения должны быть конкретными и посильными, способствующими ситуации успеха, повышение самооценки
  • Нежелательны поручения, требующие решительности, ответственности, инициативы

Внушение:

  • Подросток в состоянии справиться с различными проблемами и неудачами. Неудачи в деятельности – обычное явление, они преодолимы.

Обучение:

  • Умению формирования установки на успех, умению отделять главное от второстепенного.

Воспитательные воздействия:

  • Убеждение на собственном опыте и опыте других
  • Увлечение хорошими перспективами
  • Проявление доброты, заботы, поддержки, организация успеха в деятельности, поощрение успеха

В семье:

  • Наличие теплых, заботливых отношений со стороны близких, комфортная, наполненная любовью и взаимным доверием атмосфера в семье
  • Оптимистические установки в семье, ее эмоционально-интеллектуальное богатство, общие для членов семьи дела и увлечения
  • Недопустимость «маятникового» воспитания (я тебя люблю – я тебя ненавижу), противоречивые требования

Памятка для педагога по работе с учащимися, проявляющими агрессивность

Общие требования:

  • Вовлечение в разнообразные интересные для подростка виды деятельности
  • Ситуации общения в группе сверстников
  • Условия для проявления инициативы подростка в четко обозначенных пределах дозволенного поведения
  • Наличие устойчивых познавательных, социальных и творческих интересов и увлечений
  • Наличие постоянного ответственного поручения в группе
  • Общение на равных, проявление доверия
  • Недопустимость использования в диалоге с агрессивными подростками бранных и жаргонных слов, оскорбления личного достоинства
  • Обсуждение поведения подростка только после того, как он окончательно успокоится после вспышки гнева
  • Недопустимость угроз и шантажа, так как в какой-то момент этот способ перестает действовать, и вы будете неубедительны и бессильны

В урочной деятельности:

  • Контроль и руководство учебной деятельностью, помощь в организации познания
  • Создание условий для получения хорошей оценки – поэтапное выполнение заданий по возрастающей степени трудности и предоставление времени на их выполнение
  • Доброжелательная аргументация выставляемой оценки
  • Недопустимость ведения урока в присутствии подростка в раздраженной манере, тем более адресованной ему

Во внеурочной деятельности:

  • Поручения должны соответствовать властолюбию агрессивного подростка, его аккуратности, стремлению чем-либо владеть
  • Наличие увлечений и обязанностей, дающих выход избыточной психофизической энергии: спорт, туризм, физический труд

Внушение:

  • Отношение окружающих к подростку положительно, так как его ценят за определенные качества
  • Интересный собеседник, добрый человек, хороший, заботливый товарищ, верный друг

Обучение:

  • Самообладанию, самоконтролю
  • Умению отказываться от неразумных желаний, приносящих вред ему и другим
  • Умению понимать других

Воспитательные воздействия:

  • Убеждение на позитивном опыте
  • Предупреждение, намек, ласковый упрек
  • Пробуждение гуманных чувств

В семье:

  • Теплая, эмоционально и интеллектуально насыщенная обстановка в семье и окружении подростка
  • Удовлетворение разумных материальных и духовных потребностей и интересов
  • Доверительное, основанное на общности интересов, взаимодействие подростка с родителями и значимыми взрослыми
  • Недопустимость применения физических наказаний, конфликтной обстановки, противодействие интенсивным желаниям и влечениям подростка

Памятка для педагога по работе с учащимися, проявляющими гиперактивность с истерическими реакциями

Такие подростки характеризуются коммуникабельностью, желанием постоянно быть в центре внимания, производить впечатление на окружающих, хорошо работают в группе, плохо переносят изоляцию от группы сверстников. Обладают высоким уровнем притязаний, развитым чувством интуиции, как правило, лживы, умеют входить в доверие.

Общие требования:

  • Создание оптимальных условий для развития общих и специальных способностей
  • Объективное отношение к успехам и заслугам подростка
  • Подкрепление социально-адаптивного поведения и блокировка попыток с помощью истероидных реакций манипулировать людьми
  • Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение (подсознательно именно это ему и надо)
  • Чаще давать понять, что подросток сам вправе решать и нести ответственность за свои решения и поступки
  • Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел выделиться среди сверстников своим трудом, а не поведением
  • Не критиковать личность в целом, а только поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание или наказание
  • Усилить систему поощрений и наказаний – наказание неподвижностью он запомнит надолго
  • Повышение самооценки, уверенности в себе

В урочной деятельности:

  • Посильные задания, гарантирующие достижение определенного успеха, поэтапный контроль их выполнения
  • Постепенный переход к более сложным заданиям
  • Обучение в группе со сверстниками, имеющими равные или большие возможности
  • Поддержание высокого уровня интенсивности учебной и трудовой деятельности
  • Предоставление объективной информации о результатах, создание условий для адекватной самооценки
  • Разнообразие видов деятельности, избегание монотонного, однообразного труда

Во внеурочной деятельности:

  • Поручения, связанные с организацией общественно-полезных и культурно-массовых мероприятий в сфере его способностей и интересов
  • Широкая сфера общения и предоставление возможностей для самовыражения
  • Занятия спортом, физическим трудом для выхода «лишней» энергии

Внушение:

  • Наличие реальных, а не мнимых достоинств
  • Подкрепление простоты и искренности в общении со сверстниками
  • Привлекателен для окружающих естественностью и доброжелательностью

Обучение:

  • Самоконтролю поведения, саморегуляции психических состояний
  • Умению понимать позицию другого человека и учитывать его точку зрения
  • Сдержанности в проявлении эмоций

Воспитательные воздействия:

  • Индивидуальные беседы о действительных условиях уважения и внимания со стороны окружающих
  • Убеждение на собственном опыте
  • Намек, ласковый упрек, предупреждение
  • Пробуждение гуманных чувств
  • Проявление огорчения
  • Мнимое безразличие
  • Ирония

В семье:

  • Ответственность за помощь в домашних делах
  • Недопустимость всепрощения. Семья как один человек – единство педагогических требований
  • Наличие постоянного увлечения, познавательных интересов, желательно связанных с общением (театральный кружок, арт-студия и т.д.)

Памятка для педагога по работе с замкнутыми учащимися

Таких подростков характеризует выраженный аутизм (замкнутость, уход в себя, отстраненность от мира). Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но широкие интересы отсутствуют, чаще выражены нетипичные для подросткового возраста интересы – религия, потусторонний мир и т.д.

Любят много читать, имеют хорошо развитую речь. Негативные черты: эмоциональная холодность, безразличие к внешнему миру, бедность мимики и жестикуляции, независимость от мнения окружающих.

Общие требования:

  • Принятие интровертированного подростка, доброжелательное, заинтересованное отношение к нему
  • Включение в группу только с его личного согласия
  • Акцентирование любых успехов в его общении с окружающими
  • Терпимое отношение к «чудачествам» подростка
  • Искренняя заинтересованность идеями и увлечениями подростка, что может помочь умелому включению подростка в групповое взаимодействие
  • Оказание помощи в развитии речи, внимания, памяти, моторики
  • Смягчение общего эмоционального дискомфорта (чтение юмористических рассказов, анекдотов)
  • Учет интереса к точным наукам
  • Учет непредсказуемости мышления и поведения
  • Отношения с подростком строить по принципу выделения его поведения, как отличного от других
  • Не навязывать поручение, но и не отказываться от предлагаемой им самим помощи
  • Давать ему почувствовать свою принадлежность к коллективу

В урочной деятельности:

  • Четкое целеполагание и мотивация урочной деятельности
  • Вербальная, визуальная, тактильная стимуляция (вопрос, задание), способные своевременно переключить подростка с одного вида деятельности на другой
  • Поэтапный контроль работы

Во внеурочной деятельности:

  • Поручения, требующие индивидуального выполнения с учетом интересов и желаний подростка
  • Стимулирование занятия теми видами деятельности, где есть возможность широкого общения со сверстниками (привлечение к организации внеучебных мероприятий)

Внушение:

  • Способный, успешный в деятельности
  • Понимаемый. Принимаемый
  • Интересный собеседник и товарищ

Обучение:

  • Умению выражать свои чувства и понимать чувства и состояние другого человека

Воспитательные воздействия:

  • Убеждение
  • Поощрение
  • Проявление внимания
  • Просьба
  • Поддержка организаторского успеха
  • Доверие
  • Предупреждение

В семье:

  • Теплые, заботливые отношения со стороны близких
  • Оптимистические установки в семье и ее эмоционально-интеллектуальное богатство, общие для членов семьи увлечения
  • Общение подростка не только в кругу семьи, но и со сверстниками
  • Поддержка самых неожиданных увлечений, кроме опасных и асоциальных
  • Своевременное семейное половое просвещение и воспитание
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.